Бог ведет свой блог

Авторитетнейший человек от искусства, обладатель статуэтки «Оскар» и двух «венецианских львов», всемирно известный режиссёр стоит, обдуваемый ветром, на фоне белых стен Кремля и произносит речь, в которой извиняется перед интернет-юзерами (неразборчиво)68 и "реснючка” (на слух не воспринять, как это правильно пишется) за то, что своевременно не смог им ответить. "Сегодня родительская суббота, - упоминает в обращении режиссёр, - Я хотел съездить на кладбище, но не мог не выйти к вам” (Съёмка происходит глубоким вечером). Этих, а заодно и всех остальных интернет-юзеров он просит быть снисходительными и помнить, что чисто физически невозможно заниматься постоянным обновлением своего блога. В чьём воспалённом воображении мог родиться подобный сюжет? Кто автор этой дурной пародии? В каком параллельном мире, на расстоянии скольких световых лет от нашей Земли это всё происходит? Никакого воображения нет, и реальность самая что ни на есть наша, родная, привычная. Перед нами Никита Бесогон – режиссёр Михалков в своей новой ипостаси: интернет-блоггера. "Не хочу писать,” – заявил Никита Сергеевич, объясняя, почему его блог будет наполняться исключительно видеообращениями. На сегодняшний день в блог выложены восемь роликов, объединённых названием «Бесогон-ТВ». Большинство из них являют собой заснятого на видео Михалкова, неспешно повествующего о той или иной спорной ситуации, связанной с его персоной. Признаться, выбором никнейма Михалков демонстрирует чертовски хороший стиль: лично я, узнав о событии (главный режиссёр страны начал общение с пользователями интернета, с народом, иными словами– это, безусловно, событие), ощутил чуть ли не чувство восторга от того, насколько точен и безупречен Никита Сергеевич даже в такой (для личности его масштаба уж точно) мелочи, как псевдоним в Интернете. Невозможно представить себе вариант лучше, «Бесогон» идеален – Михалков поясняет, что выбрал такой никнейм в честь своего небесного покровителя, Никиты Бесогона, но уже во втором выпуске своего "телевидения” не удерживается и объявляет Бесогоном себя. Что и понятно: пришёл гнать мелкого беса из мелких пакостников, язвительных и хамовитых сетевых комментаторов. Каждый ролик «Бесогон ТВ»- серии начинается демонстрацией регалий – кинематографических премий, сопровождаемой пафосной величественной музыкой. Статуэтка "Оскар” в кадре всё время, на её фоне и вещает Никита Бесогон. Говорит он таким образом, чтобы создавалась видимость того, что он хочет расположить слушателя к себе, однако тон его поучительный и при освещении особо острых вопросов – не терпящий возражений. Придуманную им концепцию общения (не характерную, согласитесь, для ресурса livejournal) он называет диалогом, однако в обсуждениях nikitabesogon не участвует, а просмотр видеоролика – увлекательное, конечно, занятие, но никак не форма диалога. Решается вопрос "обратной связи” оригинальным способом, вполне в духе Никиты Михалкова: голос за кадром зачитывает избранные вопросы от ЖЖ-юзеров с упоминанием их никнеймов, затем следует обстоятельный и неспешный ответ мэтра. Вопросы предсказуемые и повторяющие те, на которые Михалкову приходилось не раз отвечать и за пределами интернет-пространства: всё о той же мигалке,  о письме Путину, о "барском стиле” самого Никиты Сергеевича. Но вот некоторые ответы довольно неожиданны: вот как он объясняет, к примеру, свою подпись под обращением к Путину с просьбой остаться на третий срок: "Мы часто подписываем то, что даже и не читаем”. Завершается чтение челобитных (именно так воспринимается диалог в михалковской версии, ей-богу) изрядной порцией юмора: некий пользователь Заднепроходов интересуется, когда Никита Сергеевич будет президентом России. Заигрывая с именем нелепого инетчика, призванным подчеркнуть (видимо) абсурдность вопроса, Бесогон отвечает: когда Задний проходов станет Передним. Усмешка в усы, и лишь за ней – смех съёмочной группы. Вспоминаются сразу прямые эфиры с премьер-министром, тот же стиль, те же придуманные вопросы, такой же диковатый, неуместный юморок. Если Михалков и вправду считает ЖЖ-общение сатанизмом (в одном из выпусков он вскользь упоминает этот термин), то выпуск "Бесогона” №3 – видимо, его личный вклад в процветание этого явления.

  Пара выпусков "Бесогона” посвящены теме перевирания слов Михалкова отдельными личностями и крупными СМИ – Никита Сергеевич называет это мастер-классом. На тему "Как делать неправду”. Приводятся в пример Вести-ФМ, неверно трактовавшие позицию Михалкова по японской трагедии как божью кару, постигшую население этой страны за их грехи. Сама речь Михалкова, от которой отталкивались журналисты, была запутанной и, вероятно, сложной для восприятия некоторыми людьми, которые на Михалкова и накинулись. Скорее всего, никто намеренно не желал извратить слова режиссёра, а неверная трактовка была вызвана именно непониманием этих слов. Речь, признаться, впечатляет: в ней он обвиняет человечество в потере уважения к божеству, в наплевательском отношении к миру и к себе, вспоминает о миллионах людей, у которых вопрос "Как жить?” стоит впереди вопроса "Зачем?”. Говорит и о кинофильмах, производство которых поставлено на поток – где убивают сотню людей, и никого не жалко. Упоминает Достоевского – тот "написал 500 страниц о том, как молодой человек убил бабушку, и какие потом душевные переживания испытывал”. Однако злобный интернет-юзер, как всегда, оказался излишне внимателен к деталям: не вдаваясь в суть речи, он оценил комичность ситуации: Михалков включает телевизор и, ритмично покачиваясь в кресле, смотрит на самого себя. Тут же понаделали скриншотов, всяческих нарезок, и понеслось со скоростью клика по рунету с тегами "ржака” и "бугага” то, что режиссёр задумал как восстановление священной правды. 

  Называет он и (предполагаемых) личностей, которым выгодно осквернение доброго имени Михалкова: главный среди них – Марат Гельман; Бесогон обещает пролить свет на его деятельность, "о которой не все знают”, но обещание пока так и остаётся обещанием. Не забывает упомянуть об успешном сетевом экзорцизме, в результате которого найдены и наказаны все создатели прежних псевдоблогов и сайтов от имени Михалкова.  Даёт интервью японцам, где в ближайшие дни состоится премьера "Предстояния”,в котором объясняет, какие чувства хочет передать японскому зрителю, ещё не оправившемуся от трагедии, постигшей его страну. Вспоминает Людмилу Гурченко. Приглашает понаблюдать за тем, как работает над озвучкой фильма. На сегодняшний день это всё.

  Я не берусь оценивать личность Никиты Михалкова вне контекста его ЖЖ. Здесь я поделился ощущениями – и своими, и общими. Кажется, что господин Бесогон пришёл в ЖЖ-монастырь со своим уставом, полностью наплевав на правила и условности сетевой жизни. С таким никнеймом и интерьером "студии” своего "телевидения” он может себе это позволить. Вопрос только один: зачем? Это одинаково непонятно как в случае, если блог – тотальный стёб над сетевым народом (кстати, в пользу этого предположения говорит и недавний хит Контакта – рассказ Михалкова о том, как он однажды накурился гашишем: разве не учитывал он, рассказывая эту историю, какой ей обеспечен резонанс в сети?), как и в том, если это действительно серъёзная попытка настроить диалог (так, как он его понимает). Все эти "реснючки” и Заднепроходовы – зачем они оскароносному режиссёру? Интересуют ли они все его на самом деле? Какое место в его жизни они все занимают? Ведь сам же говорит в одном из выпусков: зачем мне кому-то что-то доказывать, зачем мне казаться кем-то. А, Никита Сергеевич?

  Но Никита Сергеевич Михалков вряд ли расскажет, что в детстве, "как и все”, кидался с пятого этажа презервативами, наполненными водой, и наблюдал, что будет.

 А вот господин Бесогон – запросто. Хотя, конечно, необычное занятие для тех лет и той страны, в которых проходило его детство, тем более – для сына автора государственного гимна. Но сказал и сказал. Может, именно в этих словах зашифрован секретный ответ: зачем ему всё это надо. Может, весь этот блог – и есть такое развлечение - "игрушка”, наполненная водой и сброшенная на бедные головы интернет-юзеров с одной-единственной целью: посмотреть, что будет?

  Хотя, конечно, необычное занятие для человека его возраста и статуса.
Рубрика: