Стратегическое управление: основы основ

Любая фирма выстраивает свои взаимоотношения с внешней средой, от этого зависит ее процветание. Еще с 1820-х годов, в эпоху Промышленной революции, началось зарождения крупных компаний. Умеющие зрить дальше своего носа бизнесмены изобрели новые технологии для удовлетворения массового спроса. Они сделали ставку на развитие потенциала в той области, где раньше не было и намека на прибыль, нашли новые ходы, способные опережать время, явив замечательный образчик предпринимательской модели поведения. Именно этот путь сулит наибольшие выгоды.

Но есть и другой вариант. Когда фирма, ориентируясь на увеличение выгоды, усовершенствует имеющееся производство и продукцию, выжимая до последней капли все, что можно выжать, выбрав для себя линию конкурентного поведения.

Уже к началу ХХ века шансов открыть нечто новое для предпринимательской модели поведения стало маловато, посему особое внимание было отдано поведению конкурентному. Подобная тенденция продержалась вплоть до середины ХХ века. Постепенно с запада эти тенденции стали перекочевывать и к нам, несмотря на сложности восприятия.

Для России понятия менеджмента и управления пока еще не стали родными, неожиданный приход рыночной экономики не дал возможности вступить нашим предпринимателя в новую эру подготовленными, посему до сих пор большинство знаний черпается из западных источников. Более того, имеется целый ряд предрассудков, которые неплохо бы развенчать и сбросить со счетов. А именно.
  • Существование «западного» и «восточного» подхода к стратегическому управлению, весьма сомнительно. Человеческая психика мало изменялась под действием времени, посему даже сотни лет назад история содержала указания о том, как с успехом применять стратегические методы управления.
  • Не менее странно звучит и утверждение, что лучшие компании добиваются расцвета за счет того, что напропалую устраняют конкурентов. Успеха обычно достигают не задиры, а те, кто сумел найти новую нишу на потребительском рынке и вписаться в нее.
  • Зависимость цели от ресурсов на самом деле минимальна. Появление грамотной цели влечет за собой, априори, появление ресурсов.
  • Пагубно отражается на развитии бизнеса и склонность к изучению теории, без оглядки на практику. Зачастую ориентирование на местности даст больше полезной информации, чем курс лекций.
Для начала надо четко осознать, что стратегия ? это конгломерат инициатив и задач высшего руководства, который способствует достижению поставленных целей. Начальство ставит цели и выдвигает требования, но достижение их зависит от обстоятельств.

Корпоративная стратегия, к примеру, представляет собой основные положения о принятии решений в пользу глобальных задач, поставленных перед корпорацией. Как правило, речь идет об отношениях с внешней средой, контроле и оптимизации имеющихся ресурсов, как производственных, финансовых так и человеческих.

Стратегия бизнес-единиц. Применяется, когда необходимо разработать систему сбыта и внедрения нового продукта в имеющейся линейке товаров. Менеджер, ответственный за данный вид стратегии, отвечает исключительно за авторитетность продукции и ее прибыльность, используя все свои силы на продвижение данного товара.

Функциональная стратегия. Применяется в крупных корпорациях. Когда после анализа существующего положения вещей особое внимание уделяется тому или иному аспекту, призванному служить на благо фирмы. Допустим, принимается решение, что необходимо провести развернутое маркетинговое исследование или исследование в области новых разработок.
 
Основа идеи стратегического управления

Занятые в области стратегического управления прекрасно знают, что самое важное здесь цель и ресурсы.

Благодаря аналитическим исследованиям появляется возможность поставить необходимую цель, а благодаря ресурсам ? воплотить ее в жизнь.

Первый шаг ? это выявление стратегических целей и их постановка. Второй шаг? оценка стратегических ресурсов. Когда имеются цели и просчитаны ресурсы, приходит пора третьего шага ? время продумывать стратегию воплощения. Собственно, стратегический план это список мероприятий, способных привести фирму к новым доходам и росту.

Когда цели  установлены, потенциальные ресурсы оценены, наступает время разрабатывать стратегию, то есть определять, как наилучшим образом можно использовать имеющиеся ресурсы.

Собственно, мы имеем план почти военных действий, с четкими указаниями обязанностей каждого участника. В нем есть четкие указания:
  • что следует делать;
  • кто назначен исполнителем;
  • и в какие сроки будет выполнен заказ.
Помимо этого составляется план действий на экстренный случай для каждого участника. Этот план является стратагемой, планом действий, о котором конкурентам не известно. Надо понимать, что если произойдет утечка информации, ценность стратагемы заметно упадет.

Итак, стратегическое управление  сродни карте местности, где будут происходить действия, а так же проложенный маршрут и четкие инструкции для участников на все случаи жизни. Сама инструкция призвана указывать, как себя вести при тех или иных обстоятельствах, каких действий следует избегать и как искать выход во внештатной ситуации, где допустим творческий поиск.

Процессом планирования обычно занимаются практики, которые съели собаку на трудах теоретиков бизнес-стратегий. Кто-то считает это важной вехой в развитии предприятия, кто-то оценивает как детские игры. Трудности в том, что инструменты в большинстве случаев надо изобретать на ходу, что у каждого предприятия свои собственные цели и посему, нет общих шаблонов, пригодных на все случаи жизни.

Стратегическое планирование переменчиво, ничто нельзя спланировать раз и навсегда, перемены в мире назревают ежеминутно, поэтому планирование и стратегии нуждаются в корректировке. Постоянно надо проверять актуальность целей, наполнение ресурсов и действенность плана.

Чаще всего стратегическое планирование охватывает большой период времени вплоть до пяти лет. В более мелких деталях оно делится на годовые планы, позволяющие менеджерам решать насущные задачи роста.

Годовой план поэтапно и до мелочей разбирает планы производства и сбыта, а так же выдает задания всем сотрудникам. Тогда как результаты, которых ждут от работников компании и от отделов, именуют тактическими целями, отвечают за их внедрение менеджеры среднего звена.
Тактические планы рассчитаны на краткие периоды и разбирают на детали задачи и цели стратегического плана, детализируя каждый шаг. Они касаются действий каждого подразделения организации. Оперативные задачи это те самые результаты, которых должны достичь работники. Они конкретны, к примеру, несут четкий приказ указание заработать в течение недели ту или иную сумму или обслужить установленное количество клиентов.

Операционные планы еще более мелкое деление, они нужны низшему звену для понимания последовательности действий. У каждой компании свои методы работы, которые основаны на модели управления, ценностях коллектива, умении глав компании видеть будущее и грамотно руководить и многое другое. Любое планирование будет эффективным только в том случае, если каждый пункт будет выполняться четко и по существу. Поэтому необходимо стратегическое управление, которое позволит собирать отчетность и осуществлять контроль. Тот, кто освоит этот метод, добьется солидных результатов.  
Рубрика: